Реклама наружная по праву считается одним из наиболее
древних видов рекламы.
Ее история восходит ко времени возникновения и
распространения письменности.
Сообщения коммерческого характера рисовали на скалах вдоль торговых
путей. Во время раскопок древнеегипетского города Мемфиса был обнаружен один из
наиболее древних образцов наружной рекламы - каменный столбик с высеченной
надписью: "Я, Рино, с острова Крит, по воле богов, толкую
сновидения".
В Помпеях при раскопках было найдено около полутора тысяч
настенных рекламных надписей. Одна из них сообщает: "Прохожий, пройди
отсюда до двенадцатой башни. Там Сирипус держит винный погребок. Загляни туда.
До встречи". Другая надпись сообщала, что можно снять "виллу - хорошую
и добротно выстроенную. Наниматель должен обратиться к..."
С развитием торговли, а стало быть, и рекламы,
совершенствовались и способы воздействия на потребителя. На античных улицах
часто встречались граффити, рекламирующие зрелища. Одно из них, например,
сообщало: "20 пар гладиаторов будут сражаться в Помпеях за 6,5,4,3 дня и
накануне апрельских ид, а также будет представлена охота по всем правилам и
будет натянут навес". Помимо рекламы зрелищ и питейных, рекламировались
банные услуги: "На доходы Фаустины баня моет городским обычаем и
предлагает все услуги". По улицам древнеримских городов бродили уставшие
от многочисленной наружной рекламы древние римляне, даже не подозревающие о
том, что они - древние.
При раскопках древнеримских городов Помпеи, Геркуланума и
Стабии были найдены не только настенные виды наружной рекламы, но и вывески.
Они были канонизированы и не являлись, в отличие от современных вывесок,
надписями: лекари выставляли над дверьми на полке банки для кровопускания,
булочники над входом в лавку вывешивали мельничный жернов или сноп пшеницы,
продавец птиц - клетки с пернатыми.
В период средних веков наружную рекламу слегка притеснили,
оставив ей главным образом вывески, и, в меньшей степени, настенные плакаты. В
средневековых городах использовали вывески-значки. Они выполняли, прежде всего,
функцию указателей и имели простую, легко читаемую форму. Как правило,
изображались предметы изготовления и продажи. Выполнялись вывески, чаще всего,
из металла и подвешивались на кронштейнах на здании. Вынос из плоскости фасада
и четкая по силуэту объемная форма обеспечивали им хорошее восприятие издали, с
продольных сторон узких улочек.
В России наиболее ранним видом графической рекламы были
лубочные картинки. На этих картинках можно найти изображение товаров и иногда
их описание. Подобные рекламные листочки можно найти в знаменитой коллекции
лубков Д. А. Ровинского, которая насчитывает несколько тысяч образцов. Эти
картинки служили развлекательным целям, поэтому реклама в них имеет большую
долю юмора.
В эпоху Возрождения ситуация мало изменилась. Основным
средством наружной рекламы оставались вывески, а поскольку преимущественная
масса населения по-прежнему не умела читать, на вывесках не было текстов. Зато
тем больше было стимулов для совершенствования качества графики. Вазари в
биографии Леонардо да Винчи описывает, как последний создавал вывеску для
одного крестьянина. Вазари пишет: "Синьор Пьеро да Винчи, находясь в
деревне, встретил одного крестьянина, который попросил его отвести во Флоренцию
вырезанную им самим из фигового дерева круглую доску и отдать там какому-нибудь
живописцу, чтобы тот намалевал на ней вывеску... Приехав во Флоренцию с этой
вывеской, Пьеро поручил своему сыну нарисовать на ней что-нибудь особенное, не
сказав, зачем и для кого... Леонардо стал обсуждать, что бы нарисовать? Он
остановился на мысли изобразить нечто ужасное, более чудовищное, чем Медуза
древних..." Леонардо изобразил на этой доске ужасное фантастическое
животное. Картина очень понравилась его отцу. Он не отдал ее крестьянину, а
купил на рынке вывеску, изображавшую сердце, пронзенное стрелой, которая
привела крестьянина в восторг.
В 1450-е годы Гутенберг изобрел печатный станок. Прошло 22
года и появилось первое печатное рекламное объявление. Его текст был помещен на
двери одной из церквей в Лондоне и информировал о продаже прихожанам
молитвенника. На протяжении второй половины 15 века типографии распространяются
по всей Европе. В 1465 г. появляется первая типографская мастерская в Италии. В
1468г.- в Швейцарии. В 1470 г. - во Франции. В 1473 г. - в Бельгии и Венгрии,
примерно тогда же - в Польше. В 1476 году печатные станки появились в Чехии и
Англии, а в 1482 году - в Австрии и Дании, год спустя - в Швеции, в 1487 году в
Португалии. На городских стенах стали появляться печатные листовки,
рекламировавшие различные виды товаров и услуг:
В России афиши стали появляться в 17-18 веках.
Рекламировались обычно частные и правительственные мероприятия. С 12 июня 1783
года по 19 марта 1883 года право производства афиш принадлежало государству.
Афиши печатались по заказу театров и театральных трупп в типографии
департамента уделов, при казенной администрации дела.
Девятнадцатый век вошел в историю как век фундаментальных
научных открытий. Многочисленные изобретения способствовали увеличению
производительности труда. В результате образовался избыток продукции. Склады
многих заводов стали переполнены. Появилась необходимость активной и достаточно
эффективной рекламы. На рынке в это время господствуют два вида рекламы:
печатная и наружная.
В 1897 году в Санкт-Петербурге была проведена первая
российская выставка афиш и плакатов. На ней было собрано более 700 листов из
разных стран. Наиболее выдающимися русскими художниками, которые рисовали
плакаты, в то время считались В.А. Андреев, И. Порфиров, С. С. Соломко и И. С.
Галкин. Витринная реклама в России так же, как и печатная, активно развивалась.
Витрина использовалась для показа как можно большего количества товара. Чем
больше товаров выставлялось, тем "богаче" считалась витрина. Вечерами
витрины подсвечивались электричеством или керосиновыми лампами. Иногда сразу
тем и другим, так как зимой стекла могли застыть, а керосиновые лампы
отогревали их.
За это время появились некоторые традиции в вывесочном
ремесле. Так, у магазинов, продающих очки, над входом висело гигантское пенсне
с синими стеклами в железной оправе. Часовые магазины часто размещали вместо
вывески огромные карманные часы из жести или дерева, на их циферблате значилась
фамилия владельца магазина. Шляпные магазины выставляли плоские жестяные
цилиндры или котелки. Эмблемой мастерских химической чистки была вырезанная из
дерева перчатка со сложенными пальцами. Над перчаточными магазинами вешали
почти такую же, но плоскую. Над обувными магазинами часто вешали позолоченные
ботинки и сапоги.
Над булочной обязательно висел крендель, вырезанный из
дерева и позолоченный. Иногда над кренделем укреплялась зубчатая корона.
Колбасные тоже имели свою эмблему - это окорок с позолоченной шкуркой и с
разрисованным срезом. Свои особые эмблемы имели ремесленники, располагавшиеся
на окраинах городов. Эмблемой у сапожников был высокий сапог из жести,
выкрашенный в черный цвет, а у портных ножницы.
Над парикмахерскими часто вешали медный таз, не
употреблявшийся при бритье, но сохранивший своё символическое значение.
Дореволюционная городская улица поражала обилием вывесок.
Их вешали над магазинами, между этажами домов, на балконах, между дверьми и
даже на брандмауэрах (глухих стенах домов). Многие вывески делались в одном
стиле, особенно, если они рекламировали схожие товары. Люди, имеющие несколько
магазинов, заказывали одинаковые вывески для всех. Иногда даже фасад отделывали
в стиле вывески. Так, например, все многочисленные молочные магазины
"Чичкин" в Москве и "Бландова" в Петербурге имели фасады,
облицованные белым глазированным кирпичом. Приехавший в середине XIX в. в
Петербург ТеофильГотье с восторгом писал о вывесках Невского проспекта,
сравнивая их с пилястрами, создающими "вертикальный ритм". Он
утверждал, что таких прекрасных вывесок нет нигде, кроме, может быть, Берна. Во
всем мире известно творчество НикоПиросманашвили, которого называли грузинским
Джотто. Отражение национальных традиций и тем, характерные типажи, добрый юмор
делают его вывески такими же неповторимыми и значительными произведениями
искусства, как иконы и старые фрески. Однако чаще всё же встречались текстовые
вывески, т. к. живописные вывески стоили дороже и в различные периоды истории
запрещались. Обычно вывески писались маслом на кровельном железе, набитом на
подрамник. Реже встречались вывески, написанные на стекле. Они размещались
между витринами и дверьми. Иногда встречались фасадные стеклянные вывески.
Реклама размещалась везде, где это было возможно. Так, например, в пригороде
одного американского города рекламу разместили на кладбище. На несуществующей
могиле был поставлен мраморный памятник. На нем написали, что здесь похоронен
человек, застрелившийся из пистолета системы Кольт. Далее перечислялись
достоинства этих пистолетов.
В двадцатом веке произошел расцвет рекламы. Значительная
роль в этом процессе принадлежит Соединенным Штатам Америки. Даже в начале века
американская реклама была самой развитой. Это подтверждает книга К. А.
Айзенштейна, которая была написана в России в начале века. В предисловии он
пишет, что методика и советы, использованные в книге, "вынесены с родины
успешного рекламирования - Соединенных Штатов Америки". В области рекламы
США занимали лидирующее место. В начале и середине двадцатого века ни одно
европейское агентство не могло соперничать с американскими. Несмотря на
молниеносное развитие новых коммуникационных каналов, наружная реклама не
утратила своего значения.
В России в советский период наружкой занимались такие
выдающиеся личности, как В. Маяковский, Б. Кустодиев и др. В 1925 г. в Париже
на Международной художественно-промышленной выставке за цикл рекламных плакатов
В. Маяковский и А. Родченко были удостоены серебряных медалей. НТР произвела
качественный взрыв в производстве наружной рекламы. Новые материалы и
технологии значительно увеличили эффективность старушки, и позволили ей
выдержать конкуренцию с новейшими коммуникативными каналами - телевидением,
Интернет и т.д. В странах бывшего СНГ становление рынка наружной рекламы
совпало с началом процесса рыночных реформ, и уже менее чем через десять лет
его объем достиг солидных размеров. К 2000-му году количество рекламных
конструкций на улицах Москвы сравнялось с аналогичным показателем Лондона: в
обоих городах оно превышает 20 тыс. поверхностей, не считая рекламы в метро и
на других видах общественного транспорта. Бурное развитие индустрии наружной
рекламы в Киеве позволило уже через несколько лет после нового рождения этой отрасли
рекламы явить миру крупнейший образчик наружной рекламы, занесенный в Книгу
рекордов Гиннеса (Unilever, "Organics").
На сегодняшний день список крупнейших рекламодателей
возглавляют компании, производящие сигареты, вино-водочные изделия, что
объясняется ограничением их рекламы на телевидении в большинстве стран. Среди
лидеров также крупнейшие производители безалкогольных напитков, пива,
провайдеры услуг сотовой телефонной связи. Древнюю как мир наружку не смущают
инновации.
Наружная реклама
В наши дни телевидение, конечно же, остается главным
компонентом рекламных кампаний по развитию брэндов и продвижению новых услуг.
Однако для многих предпринимателей телевизионный ролик — слишком дорогое дело,
а иногда попросту неоправданная трата рекламных средств. Иной способ показать
товар лицом — наружная реклама.
Опция относительно дешевая, позволяющая не менее эффективно
отвоевывать свое место в умах потребителей. А если рекламный бюджет достаточно
велик, то и тогда подключение плаката как еще одного инструмента воздействия
весьма оправданно.
В этом году объем всего российского рекламного рынка
насчитывает более 2,5 миллиарда долларов, из которых доля наружной рекламы
составляет примерно 20%, или 425 миллионов долларов. Общее количество рекламных
поверхностей в России, по некоторым оценкам, приближается к 100 тысячам. Для
сравнения, в США таких поверхностей порядка полумиллиона.
Естественно, значительная часть их располагается в
крупнейших центрах: около 30% от общего числа — в Москве и 10% — в
Санкт-Петербурге, а третьим по количеству размещенной на улицах рекламы стал
Новосибирск, там почти три тысячи поверхностей. Всего же на долю
городов-миллионеров, исключая две столицы, приходится 20%, плюс 20% — на города
с населением от 500 тысяч. А небольшие, вроде Новгорода, Симбирска или
Новошахтинска? На них и остается еще 20% поверхностей наружной рекламы.
Интересно, что именно сравнительно небольшие города лидируют по темпам прироста
рекламоносителей — в течение 2002 года их количество увеличилось на 40%. Если в
Москве и Петербурге экстенсивный рост рынка наружной рекламы практически
закончился, то в регионах он только набирает обороты, и мы наблюдаем, таким
образом, формирование общенационального рекламного пространства.
Популярность и эффективность наружной рекламы очевидна и в
наши дни, несмотря на господство электронных СМИ. Более того, есть задачи, с
которыми плакат и сегодня справится лучше, чем телевизионный ролик. Для крупных
брэндов биллборды, постеры и прочие уличные конструкции, будучи неотъемлемой частью
большой кампании, остаются сравнительного недорогими и целевыми средствами
поддержки узнаваемости. Для среднего бизнеса — отличными инструментами как для
имиджевых сообщений, так и для продвижения конкретных акций — распродаж,
скидок, новых поступлений, и объектов — магазинов, торговых, сервисных центров,
автосалонов, фитнесс-центров, ресторанов, кафе, кинотеатров.
Наружная реклама — пока доступныйрекламоноситель, по
сравнению с телевидением и печатными СМИ. Кроме того, демонстрирует стабильную
эффективность.
По оценкам аналитиков, cпрос на наружную рекламу растет во
многом из-за «крупных компаний», вынужденных покупать все больше площадей. В
условиях перенасыщенности города щитами эффективность рекламного контакта
падает, и для проведения кампаний рекламодатели вынуждены покупать больше
сторон. Число рекламодателей, которые тратят на данные цели около 100 тысяч
долларов в год, приближается уже к трем сотням. При этом наиболее быстрые темпы
роста расходов демонстрируют те, бюджеты которых насчитывают около одного
миллиона долларов, — таких в Москве около тридцати.
Задача плаката, как и любого другого рекламного продукта, —
донести до потребителя информацию. По мере того как современный город все более
насыщается рекламой, биллборд или уличный постер должны моментально привлекать
к себе внимание. Зрители наружной рекламы — народ мобильный, спешащий по своим
делам пешком или в автомобилях. В пробках — болтают по мобильному, слушают
радио, урывками читают газеты и деловые документы, даже смотрят портативные
телевизоры. А если и глазеют по сторонам, то либо рассеянно, либо, наоборот, в
поисках чего-то очень конкретного — но уж точно не рекламы. Предлагать рекламу
так откровенно, как это делается на телевидении, в случае с плакатом не
выходит. Взгляд может наткнуться на него, но если не зацепился — значит, и
результата нет.
Короткий контакт — максимальное воздействие. Информативное
или эмоциональное, в зависимости от задач, но в любом случае изображение должно
быть сделано так, чтобы за меньшее время — больше информации оставалось в
памяти. И высокая частота повторения — ведь большинство из нас перемещается
ежедневно по одним и тем же маршрутам — соответственно, видит одну и ту же
рекламу.
Итак, сформулируем главные принципы наружной рекламы:
— короткое время контакта (exposure);
— высокая частота показов (frequency);
— контекстный показ (context).
Наружная реклама, обладая широким набором средств и
форматов, может подойти под любую маркетинговую задачу. Биллборды пока остаются
основным вариантом, но, в принципе, здесь можно быть очень изобретательным —
обилие выбора позволяет найти адекватный вариант практически для любой задачи,
будь то брэндинг или информационная поддержка новой коллекции в магазине.
Плакат можно разместить на банальной плоской поверхности, а более сложную
конструкцию с рекламным изображением или логотипом смонтировать в какой угодно
точке города, были бы деньги и соответствующие разрешения властей.
Останавливаясь пока на креативе, кратко напомним форматы,
прижившиеся в нашей стране. Биллборды — предназначены, в первую очередь, для
рекламы на крупных магистралях и людных улицах, хорошо заметны с большой
дистанции. Уличные форматы — афишы, лайтбоксы, постеры и панели на автобусных
остановках, доступные глазам пешеходов и вступающие в контакт непосредственно
на уровне взгляда. Транспортная, или, если следовать международной
классификации, — транзитная реклама в терминалах аэропортов, по бортам
автобусов, самолетов и поездов, на станциях следования и, наконец, в метро.
Плюс специальные проекты — брандмауэры и сложные конструкции, которые агентства
могут установить в индивидуальном порядке. В общем, способов подобрать своему
сообщению наилучшую форму очень много. Было бы содержание.
Каким должен быть креатив рекламного плаката? Эффектное
сообщение — работающая пропаганда. Вот, собственно, задача плаката. Недаром
яркие визуальные образы сначала появились в политической пропаганде, а уж потом
перекочевали в коммерческую рекламу. Основные тезисы креатива в наружной
рекламе — привлекательность и местоположение. Притягивать глаз (eye-stopping) и
быть расположенным в нужном месте — два основных требования.
Сразу стоит отделить имиджевый плакат от информационного,
продвигающего близлежащую торговую или сервисную точку. В первом случае
основная ставка будет сделана на эмоции. Во втором — на информативность. Хотя
грань между ними не столь уж и резкая. В отношении креатива одни и те же
критерии — из разницы задач вовсе не следует, что информационный плакат лишен
творческого решения. А зачастую имиджевые и информационные цели совмещаются —
выделить из общей массы какой-либо объект, особенно насильно, просто
невозможно, ограничившись простым указанием на адрес или изображением продукта,
привлечь внимание потребителей.
В любом случае есть несколько базовых принципов, соблюдение
которых может способствовать позитивному эффекту от рекламы.
|